Не все названные формы могут быть в полной мере реализованы на уроках русского языка. Вместе с тем тщательная предварительная подготовка при изучении ряда программных тем позволяет организовать названные уроки. Нетрадиционные по форме и структуре.
Стали нормой в практике преподавания литературы уроки-лекции. Такие уроки помогают формировать у учащихся умения слушать, понимать, анализировать получаемую информацию, если лекционный способ изложения знаний перемещается
беседой, в ходе которой возникают вопросы проблемного характера. Требующие воспроизведения ранее изученного материала, его систематизации и обобщения. Для того, чтобы урок обеспечивал активизацию всего класса, целесообразно заранее сообщить его тему и план.
Урок практикум позволяет усилить коммуникативную направленность. Уроки –практикумы целесообразно проводить в 8-11 классах.
Одной из форм проведения повторительно-обобщающих является урок-зачет, который имеет целью обеспечить контроль и оценку знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме или разделу. Успех такого урока в значительной мере определяется его подготовкой. Вопросы, подлежащие анализу. Должны быть заблаговременно сообщены учащимся.
В ходе зачета можно использовать как устные, так и письменные формы опроса. Письменные формы могут представлять и отдельные вопросы, и тестовые задания. Тесты можно использовать не только на уроках обобщения и повторения, но и на отдельных этапах урока. Например, после изучения биографии писателя можно дать тестовые задания.
Очень интересные нетрадиционные уроки можно проводить в 5-8 классах. Это уроки- путешествия, уроки- игры, уроки-«звездные часы» Сейчас, в век информатизации и компьютеризации, когда дети мало читают, такие уроки помогают привить интерес к чтению, стимулируют желание прочитать, ознакомиться. Часто уроки внеклассного чтения провожу в игровой форме. О том, что будут такие уроки, предупреждаю заранее, чтобы учащиеся успели прочитать нужное произведение.
В настоящее время одной из актуальных проблем является интеграция- взаимосвязанное влияние двух школьных предметов. Обычно это взаимосвязь русского языка и литературы. На уроках русского языка используются лучшие образцы литературного творчества в качестве иллюстративного и дидактического материала. Каждый урок начинаю с синтаксической пятиминутки. Кроме пунктуационного разбора обращаю внимание на изобразительные средства языка. Их роль в данном тексте. Интеграция на уроках русского языка, осуществляемая на основе текстов, извлеченных из русской литературы, позволяет наблюдать, как слово «отзывается» в конкретном тексте, как работает, как играет, обретает подчас новое лицо.
Интегрированные уроки прививают интерес к предмету, показывают многогранность мира., в котором любой человек, любящий слово, может проявиться в творчестве. Развиваться интеллектуально и эстетически.
- Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе по басням И.А. Крылова. Смотреть.
- Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина. Смотреть.
- Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе по роману Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо". Смотреть.
- Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе по сказкам Г.Х. Андерсена. Смотреть.
- Интегрированный урок литературы и географии в 5 классе: "П.П. Бажов- певец Урала и создатель сказов". Смотреть.